Тональность скрипичного концерта хачатуряна

Концерт для скрипки ре минор является скрипичный концерт композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна (1903-1978). Посвященный Давиду Ойстраху, он был создан его приверженцем на 16 ноября 1940 г. в Москве.

Домашний очаг

  • Тема 4. Творчество А. И. Хачатуряна (1903 – 1978) — Мегаобучалка
  • Конспект урока "Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна" 7 класс
  • А. Хачатурян «Концерт для скрипки с оркестром»: история, видео, содержание
  • Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна. - YouTube
  • Творчество Хачатуряна А.И. Анализ концерта для скрипки с оркестром

Произведение Арама Хачатуряна – «Концерт для скрипки с оркестром».

Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще окончил музыкальный техникум и поступил в Московскую консерваторию. Там он пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров. В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске». Это интересно. В творчестве Арама Хачатуряна важное место занимает цифра 3. Им создано три балета - «Гаянэ», «Спартак», видеосюжет из балета «Счастье», три симфонии, три концертные арии «Поэма», «Легенда», «Дифирамб», 3 концерта - рапсодии.

Хачатурян является автором многих замечательных сочинений, одним из таких творений является «Концерт для скрипки с оркестром» - произведение, в котором композитор с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении.

Это «песня без слов», звучащая среди величавых гор Армении. Вступление напоминаетнаигрыш-импровизацию ашуга. Фагот и кларнет подражают звучанию кавказского народного инструмента зурны. Мечтательная и нежная мелодия солирующей скрипки появляется на фоне вальсового сопровождения оркестра. Средний раздел построен на наигрыше из вступления. Динамическая реприза мощно и ликующе звучит у всего оркестра. III часть Allegro vivace, Ре мажор — яркая картина народного праздника.

Финал написан в форме, близкой к рондо-сонате благодаря многократному возвращению основной темы. Музыка пронизана танцевальными ритмами. Здесь звучат не только новые темы, но и мелодии предыдущих частей. Оркестр подражает звучанию народных инструментов. В энергичном вступлении диссонирующие аккорды подчёркнуты синкопированным ритмом.

Концерт для скрипки с оркестром ре-минор Государственный академический симфонический оркестр СССР Валерий Климов Скрипка Aelina: Тысяча благодарностей пользователю victornickoll за эту великолепнейшую запись! Потрясающая вещь! Арам Хачатурян — это ярчайшее современное выражение армянского музыкального искусства. Я, сам русский, с преклонением отношусь к его творчеству.

Изящное вальсовое оркестровое сопровождение выразительно подчёркивает её восточный характер. Поначалу музыка звучит негромко и сдержанно, но затем, постепенно воодушевляясь, напев становится более вдохновенным. В среднем разделе части на первый план выходит импровизационный наигрыш, звучащий во вступлении. Он разнообразно варьируется, постоянно меняя характер своего звучания.

Затем начинается реприза, в которой обворожительная песенная тема получает динамичное развитие. Третья часть. Финал Allegro vivace - это яркая картина весёлого народного праздника. Так же как и в первой части, музыка финала начинается с темпераментного вступления.

Далее вступает жизнерадостная тема, которая в процессе развития наполняется всё большей энергией. Создаётся впечатление, что собравшийся народ исполняет массовый танец. И даже следующая затем лирическая мелодия продолжает звучать в ритмическом танцевальном сопровождении.

Урок музыки: А. Хачатурян – концерт для скрипки

Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения / Арам Хачатурян. Концерт для скрипки ре минор является скрипичный концерт композитора армянского происхождения Арама Хачатуряна (1903-1978). Посвященный Давиду Ойстраху, он был создан его приверженцем на 16 ноября 1940 г. в Москве. Летом 1940 года в подмосковном Доме творчества А. И. Хачатурян написал одно изсамыхвыдающихся своих произведений – Концерт для скрипки с оркестром.

Арам Хачатурян - Концерт для скрипки с оркестром ре минор

Allegro con fermezza Первая часть представляет собой сонату. Далее следует большое оркестровое вступление, и скрипка раскрывает первую тему - ритмическую ячейку над второстепенным третьим ре-фа две шестнадцатые ноты - восьмая нота - две восьмые ноты - затем продолжается второй мелодической и поэтической темой, показателем интерпретации которой является эспрессиво с ответами лесов. Перед развитием включая смену тональности солист раскрывает всю свою технику и свою выразительность в длинной каденции, затем подходит к пассажам, требующим большой техники. Затем начинается вторая каденция с коротких и сладких диалогов между скрипкой и кларнетом , затем возвращение к исходной теме приводит к коде.

Анданте состенуто III. Аллегро многолетник Третья часть - не что иное, как буйный танцевальный финал необузданного популярного фестиваля, который открывается особенно длинным оркестровым вступлением, уступающим место скрипке, которая запускает центральную тему движения с разнообразных каверов на две темы начальной части. Хотя это рондо, на это движение особенно повлияла армянская народная музыка.

Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом.

Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара. Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели.

Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку.

В его художественном сознании проявление красоты всегда связывается с великолепием силы народной самобытности. Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом. Для просмотра первых страниц произведения Хачатурян - Концерт для скрипки щелкните по уменьшенному изображению. Ноты в формате PDF Партия: 35 стр.

Властная сила эмоционального воздействия Скрипичного концерта заключена как всегда у Хачатуряна прежде всего в самом тематизме произведения, в его щедром и необычайно выразительном мелосе. С начальных тактов оркестрового вступления, где с лапидарной четкостью «начертана» тема-эпиграф первой части Концерта Allegro con fermezza слушатель вовлекается в знакомый и все ж неуловимо новый мир хачатуряновского мелоса, мир ярких песенно-танцевальных образов, которыми искрится эта музыка. Яркая концертантность, сила, блеск выразительно- простой мелодии, народной по складу и, вместе с тем, индивидуально своеобразной; «остинатная» динамика упругого ритма; ясная перспектива общего целеустремленного движения; наконец, прозрачный, не отяжеленный густыми красками гармонический колорит оркестровки — вот черты, характеризующие главную партию первой части Скрипичного концерта. Тема побочной партии также народна в своих истоках; она выдержана в тонах армянской песенной лирики. Искусный наряд хроматических гармоний, обвивая тему в основе своей она диатонична , придает ей характер томной неги, не нарушая, впрочем, строгой красоты облика этой мелодии, «блистающей смиренно». Мягкие ритмические «покачивания» в движении самой темы и в сопровождающих ее голосах оркестра—вызывают в воображении слушателя образ спокойного, пленяющего своей неторопливой грацией женского танца.

Самая сущность основных тем первой части Концерта такова, что их сопоставление или противопоставление исключает необходимость да и возможность драматической коллизии. Как уже замечено было, обе темы — главная и побочная, ярко контрастные по характеру и настроению, — в то же время гармонически дополняют друг друга.

Партия фортепиано здесь выступает первой среди равных. Итак, назовите мне особенность концертов Хачатуряна Уч — ся: Трехчастность, принцип «соревнования» Учитель: Какие национальные черты внес композитор в жанр инструментального концерта? Уч — ся: Своеобразные мелодии, основанные на народных восточных интонациях, на национальных ритмах и гармонии. Учитель: Сейчас мы разучим с вами новое произведение, послушайте его внимательно и подумайте в каком жанре оно исполняется. О чем мы сегодня говорили на уроке? Что такое филармония, концерт, инструментальный концерт? С творчеством какого композитора познакомились?

Какие мотивы характерны для творчества Арама Хачатуряна? Рефлексия Учитель: Ребята, мне бы хотелось узнать, понравился ли вам сегодняшний урок. Для этого нужно взять ноты и прикрепить их к нотному стану.

Уч — ся: Творчество композитора А. Хачатуряна, инструментальный концерт А. Учитель: хорошо! В своих билетах запишите название произведения. Концерт для скрипки с оркестром А.

Уч — ся: Инструментальный концерт, концерт А. Учитель: Молодцы! А теперь ответим на вопрос, что такое концерт. Учитель: записать варианты ответов. А теперь разделитесь на группы и добавьте еще по 2 определения, которых нет на доске. Уч — ся: исполнение музыкальных произведений, выступление оркестра. Учитель: сравните ваши ответы с определениями, которые вы видите на слайде, что в них общего? Уч — ся: общие ключевые слова: музыкальное произведение, выступление, музыкальный жанр.

Хачатурян - Концерт для скрипки

Andante sostenuto (Live)» — Давид Ойстрах, Арам Хачатурян & Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Концерт для скрипки с оркестром ре минор: II. произведение, в котором композитор с живописной красочностью отразил природу и жизнь своей любимой Армении. The opening movement is in ritornello form. This means that there is a main section that comes back in fragments in both the solo violin and orchestral parts. This 'ritornello' can be found in the first movement up until bar 24. The motifs of the theme appear in changing combinations and are separated and.

Остались вопросы?

6. Скрипичный концерт ре минор (1940). В конце 30-х и начале 40-х у Хачатуряна был какой-то необыкновенный выброс мощной творческой энергии. Он написал сразу несколько шедевров: балет "Гаяне" со всеми его красотами, музыку к "Маскараду" и этот замечательный концерт. Традиционное и новаторское в фортепианном концерте А. Хачатуряна: пути сопряжения. Ф. ортепианный концерт Арама Хача-туряна – эпохальное сочинение, во многом предопределившее облик на-ционального симфонизма Востока ХХ столетия. Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром. Концерт концерт для скрипки с оркестром а Хачатуряна. Оркестр со скрипками Хачатуряна.

Тема 4. Творчество А. И. Хачатуряна (1903 – 1978)

WorldCat Identities через LCCN : no95-007922 Хачатуряновский скрипичный концерт Произведение армянского композитора в исполнении виртуозного скрипача Давида Ойстраха произвело неизгладимое впечатление на публику. Концерт с первых нот покорил музыкантов-профессионалов и обычных слушателей своей праздничностью, живописной красочностью, ярким национальным колоритом и жизненным пульсом, характерным для всех произведений Хачатуряна. Сегодня концерт приобрел всемирную известность, его популярность растет изо дня в день. Композиция входит в репертуар самых лучших скрипачей, существует большое количество аудиозаписей сочинения во многих странах мира.

Концерт содержит три части: Лирическое анданте. Грандиозный финал. Первая часть начинается с небольшого вступления, построенного на созвучиях, характерных для армянской музыки.

Вступает солирующая скрипка, в экспозиции звучит радостная энергичная мелодия главная тема , в которую вплетены народные мотивы. Темп замедляется, после связующего построения звучит побочная тема. Она нежная, украшенная изящным музыкальным орнаментом, ей вторит ненавязчивый синкопированный аккомпанемент, напоминающий монотонные звуки бубна.

Разработка включает два раздела, а также виртуозную скрипичную каденцию. Изложенный в экспозиции материал подвергается изменению посредством вариационного принципа развития.

Между частями концерта и отдельными темами существуют интонационные связи, что придает ему целостность и единство. I часть Allegro, ре минор написана в форме сонатного аллегро.

Короткое оркестровое вступление захватывает слушателя своей энергией и напористостью и вводит в сферу активного действия. Тема главной партии, имеющей народно-танцевальный характер, поручена скрипке-соло. Эта мелодия инструментального типа воспроизводит звучание народных инструментов — кеманчи или тара. Побочная партия контрастирует с главной.

Это лирический песенный образ с чертами плавного, медленного, томного танца. Мелодия темы песенна, с длительным, напряженным развитием в отличие от главной партии, где развитие происходит путем многократных повторов коротких попевок. Разработка наступает минуя заключительную партию, резким сдвигом в ми-бемоль минор, далекий от основной тональности концерта. Открывает разработку тема главной партии, обостренная хроматическими октавными ходами в басу.

Далее звучит тема вступления, получая широкое мелодическое развитие. Третий раздел разработки — виртуозная каденция скрипки. В музыке сохраняются и развиваются основные тематические элементы концерта. Сначала звучит тема побочной партии, затем характерный ритм и интонации главной партии.

В репризе тематический материал экспозиции проходит в привычной последовательности. Кода же утверждает активный, волевой образ главной партии. II часть Andante sostenuto, ля минор представляет собой центральный лирический образ концерта. Она ярко контрастна по отношению к крайним частям.

Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь к своему народу, к природе Кавказа. Анданте написано в неполной сложной трехчастной форме, первая часть которой — А — сама по себе трехчастна — с контрастной серединой и динамической сокращенной репризой. Несколько сумрачное оркестровое вступление вводит в мир размышлений.

Мелодия скрипки первая тема предваряется аккомпонирующей фигурой оркестра, сохраняющейся и дальше, как это бывает в песне. Постепенно песенная мелодия ширится, усиливается звучность, достигая кульминации. Реприза первой темы динамизированна: она звучит теперь в высоком регистре; оркестровое сопровождение активизируется. Перед репризой у скрипки звучит нисходящий ход на звуках разложенного септаккорда, заимствованный из вступления к I части концерта.

Реприза усложнена в отношении гармонии и фактуры и сокращена по сравнению с первой частью этой сложной трехчастной формы. Мелодия скрипки первая тема — песня сопровождается орнаментальными фигурами в оркестре, заимствованные из каденции I части. Тема эта достигает большого лирического подъема и мощно, взволнованно, беспокойно звучит в tutti оркестра. Лишь к концу наступает относительное усполкоение.

Финал концерта Allegro vivace написан в сложной трехчастной форме. Крайнгие части которой сочетают простую трехчастность с чертами рондо благодаря многократному возвращению основной темы. Это яркая картина народного праздника. Все полно движения , устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления.

Музыка носит танцевальный характер; ритм танца сохраняется даже тогда, когда льется песня. Расширяется диапазон звучания, движение становится более стремительным, как будто в танец вовлекается все больший круг людей. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты.

Первая часть завершается развёрнутой кодой, в которой господствующее положение занимает стремительная тема главной партии. Вторая часть «Концерта» Andante sostenuto - это красивая задушевная «песня», чарующе звучащая на фоне удивительного горного пейзажа. Всё начинается со вступления, в котором фагот , а затем кларнет , подражая армянскому музыкальному инструменту дудуку , исполняют мотив, напоминающий наигрыш ашуга. Далее с проникновенной и нежной мелодией вступает солирующая скрипка. Изящное вальсовое оркестровое сопровождение выразительно подчёркивает её восточный характер. Поначалу музыка звучит негромко и сдержанно, но затем, постепенно воодушевляясь, напев становится более вдохновенным.

В среднем разделе части на первый план выходит импровизационный наигрыш, звучащий во вступлении. Он разнообразно варьируется, постоянно меняя характер своего звучания. Затем начинается реприза, в которой обворожительная песенная тема получает динамичное развитие. Третья часть. Финал Allegro vivace - это яркая картина весёлого народного праздника. Так же как и в первой части, музыка финала начинается с темпераментного вступления. Далее вступает жизнерадостная тема, которая в процессе развития наполняется всё большей энергией. Создаётся впечатление, что собравшийся народ исполняет массовый танец.

Арам Ильич Хачатурян 1903-1978. Послушай танец с саблями из балета «Гаянэ» советский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог. Автор трёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, огромного количества произведений вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР 1944.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий