Зал в котором 9 августа 1942 года состоялся концерт называется ленинградская

, в котором состоялось первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича. По вертикали: , в котором 9 августа 1942 года состоялся концерт, называется Ленинградская. едение для солирующего инструмента и оркестра.

Секретное оружие Ленинграда

Седьмая симфония великого отечественного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, более известная под названием «Ленинградская симфония» — это без сомнения одно из самых «своевременных» музыкальных произведении, какие только были созданы человеком. Она прозвучала в городе, измученном блокадой, ровно 80 лет назад в Большом зале филармонии. Оркестр Ленинградского радиокомитета, собранный из полуживых, голодных музыкантов под управлением Карла Элиасберга, дал надежду на жизнь. В нашей семье сохранилась история, связанная с первым исполнением знаменитой 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г.

Торжество жизни: как работала филармония во время блокады в Ленинграде

Здесь в июле 1941 года начал работать над Седьмой симфонией. До эвакуации Дмитрия Дмитриевича в октябре были написаны первые три части симфонии во время работы над второй частью вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Финал был завершён в декабре в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую симфонию впервые. Спустя четыре месяца в Новосибирске она прозвучала в исполнении заслуженного коллектива под управлением Евгения Мравинского.

Симфонию начали исполнять за рубежом — в июне состоялась премьера в Великобритании, в июле — в США. Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. Блокадная премьера симфонии сродни событиям, о которых в былые времена слагались предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Ещё в феврале 1942-го в газете «Известия» были напечатаны слова Шостаковича: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание». Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу советского народа.

Большинство музыкантов вывезли из города ещё в начале блокады, поэтому возникли сложности с тем, чтобы собрать целый оркестр. Но всё-таки он был собран. Главным «действующим лицом» концерта стал Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета — так назывался в годы войны нынешний Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии.

В него также вошли музыканты военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов. Дирижировал ленинградской премьерой известный маэстро немецкого происхождения Карл Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

Концерт прошёл в Большом зале филармонии, по словам дирижёра, «при совершенно переполненном зале», безопасность обеспечивал огонь советской артиллерии.

Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. Операция называлась «Шквал». Говоров сказал после концерта: «А мы для вас сегодня тоже славно поработали». Приходили заранее, за час-полтора, опасаясь, что может помешать тревога, да и хотелось насладиться не только музыкой, но и са- мйк валом.

Говорова подавлять огонь противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города. В электронном фонде Президентской библиотеки имени Б. Ельцина размещена оцифрованная рукописная партитура симфонии, оригинал которой хранится в нотной библиотеке петербургского Дома радио. Каждая из четырёх частей симфонии представлена в отдельной тетради. На страницах партитуры есть пометки дирижёров С.

Ответить на эти вопросы предстояло разведке. Разведчики со своей задачей справились хорошо. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи. Для артиллерийского сопровождения музыкальной симфонии фронт выделил три тысячи крупнокалиберных снарядов.

Так и шли две репетиции рядом. О первой репетиции гитлеровцы, разумеется, знали. И несомненно готовились сорвать концерт. И пришел день 9 августа 1942 года.

Знаменитая ленинградка

В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года можно прочитать о важной детали подготовки к исполнению Седьмой симфонии в Ленинграде: «Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. 9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: «Граждане! 2. Зал, в котором 9 августа 1942 года состоялся, 1160021520230417, Можно выделить причины изменения климата; среди них: солнечная активность, которая влияет на состояние озонового слоя, или.

9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Шостаковича

Книжные памятники И пришел день 9 августа 1942 года. 355-й день ленинградской блокады. На стенах домов появились афиши: «Управление по делам искусств исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии.
«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года во время Великой Отечественной войны. Концерт, посвящённый 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, состоялся сегодня в Исаакиевском соборе.
Литературные дневники / Стихи.ру Считается, что замысел картины и первые наброски возникли у И. Серебряного в феврале 1942 года после возвращения с концерта в полупустом белоколонном зале Ленинградской филармонии, где исполнялась Шестая симфония П. И. Чайковского.

9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Шостаковича

Филармония при спонсорской поддержке компании «Роснефть» регулярно организует современные и масштабные проекты, украшающие культурную жизнь Петербурга и всей России. Сотрудничество будет продолжено и в этом сезоне. Основные темы для обсуждения — исполнение Седьмой симфонии во время войны и его значение, мемориализация памяти об этом событии, неизвестные документы о подготовке исполнений и премьерах произведения в Россия и за границей. Вторая составляющая проекта — мемориальная выставка с уникальными экспонатами, многие из которых не демонстрировались никогда, которая откроется в фойе Большого зала 9 августа. Посетители смогут увидеть географию премьер 1942 года на карте с отмеченными городами, где симфония исполнялась 80 лет назад. Одна из реликвий выставки — партитура Седьмой симфонии, начатая Дмитрием Шостаковичем в Ленинграде и завершенная в декабре 1941 года в Куйбышеве.

Однако немцам удалось послушать только музыку, причем в окопах, а не в ресторане. Произведение было исполнено оркестром Ленинградского радиокомитета, дирижировал Карл Элиасберг. Организовать концерт было делом непростым.

В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свернуты еще в декабре 1941 года. Когда в марте 1942-го они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолет специальным рейсом доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать некоторых оркестрантов из военных частей. Исполнению придавалось исключительное значение. В день концерта перед артиллерией фронтовых частей была поставлена задача - подавить огневые точки фашистов. Несмотря на угрозу бомбежек, в филармонии были зажжены все люстры.

Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт. Наступило 9 августа. В Большом зале филармонии зажгли все люстры! Естественно, сам зал был переполнен - жители блокадного города, бойцы ПВО, пехотинцы, матросы. У всех великое желание послушать симфонию, которую они так ждали! Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии. Выходит оркестр и дирижёр Карл Элиасберг, худой, бледный, но, как всегда, подтянутый, во фраке - последнюю картофелину он пожертвовал, чтобы накрахмалить воротничок.

Музыканты тоже в чёрных строгих костюмах, но не все: некоторые в военных гимнастёрках, потому что прибыли прямо с фронта. Начинается действо! Карл Ильич Элиасберг взмахнул своей дирижёрской палочкой. Позже он вспоминал:«Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли ещё никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев — всё это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили». А солдат Николай Савков, исполнитель другой — «огненной симфонии», после её окончания вдруг напишет стихи: …И когда в знак начала Дирижёрская палочка поднялась, Над краем передним, как гром, величаво Другая симфония началась — Чтоб враг по городу бить не стал, Чтоб город Седьмую симфонию слушал.

Ни одно вражеское орудие не потревожило город за все 80 минут исполнения симфонии. Артиллеристы, защищавшие Ленинград, получили приказ любыми путями подавлять огонь врага, чтобы ничто не могло помешать слушать музыку. Присутствовавший на концерте командующий Ленинградским фронтом Л. Говоров по окончании симфонии подошёл к Элиасбергу и сказал, лукаво улыбнувшись: «Артиллеристов тоже можно считать участниками концерта? Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя.

Вы можете посмотреть эти видео дома или с нами, в зоне ожидания инсталляции "Пропавшие в кинохронике" 5-й павильон киностудии "Ленфильм" в 18:00 09. История ее создания и исполнения неотделима от истории Ленинграда — Санкт-Петербурга, филармонии и ее симфонических коллективов: ленинградскую премьеру сочинения уже почти восемьдесят лет назад осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, ныне известный публике как Академический симфонический оркестр филармонии. Тот далекий легендарный концерт в осажденном городе состоялся 9 августа 1942-го года и стал символом подлинного мужества и силы духа. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность изможденных блокадой музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа.

Произведения

В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них.

Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры.

Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители.

Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа.

Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно.

Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город. В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича.

Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.

Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония». Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения. Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр.

Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта». В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.

Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи. Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.

Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.

Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции. Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве.

Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру. Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни.

Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях. На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.

После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

Состав оркестра: 2 флейты, альтовая флейта, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 5 литавр, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, ксилофон, 2 арфы, рояль, струнные. Все стали работать на нужды фронта. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части.

Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Ее он успел показать самому близкому другу И.

Актеры на сцене растерялись. Двенадцатого, сотого… и вот под этим освещением продолжался спектакль. Чтобы в будущем подобное не повторялось, администрация театра сделала аккумуляторное аварийное освещение.

Ведущим работникам театра давали дополнительное питание. Из воспоминаний Александра Янкевского. Второй год Великой отечественной войны.

Голод, холод, отсутствие света, бомбежки, артиллерийские обстрелы. На стенах домов и заборах надписи: «Во время артиллерийского обстрела эта сторона наиболее опасна» и короткие плакаты из трех слов: «Враг у ворот», Но город живет, город борется. Работает радио, передавая ленинградцам не только сводки Совинформбюро, но и горячий материал писателей и корреспондентов -фронтовиков.

Очень часто передачи прерываются воздушными тревогами, и тогда вместо человеческого голоса из репродукторов звучит ритмичный, монотонный стук метронома. Отбой воздушной тревоги, и радио вновь оживает. В центральной «правде» из номера номер начали печатать отрывки новой пьесы К.

Симонова «Русские люди». Бабушкиным берет на себя инициативу создания радиоспектакля по этой пьесе. Актеров мало, каждому приходится играть по несколько ролей.

Спектакль готов. В бывшей 5-й студии радиокомитета поставлены столы, стулья, микрофоны. Приглашена авторитетная комиссия из представителей городских партийных и советских организаций для приема спектакля.

Результат просмотра - решение создать в блокированном Ленинграде драматический театр с труппой из имеющихся в городе актеров, художественный руководитель С. Все театры к тому времени, за исключением театра Музыкальной комедии, были эвакуированы в глубь страны. Нам дали помещение театра Комедии.

Оно было запущенное, сырое, холодное. Пришлось самим, засучив рукава, приводить его в порядок. Все готов, на фасаде здания вывеска: «Городской театр».

И вот 18 октября 1942 года открылись двери нашего театра и фронтовиков героя-Ленинграда. Идет поставленный Зоне и Гориным спектакль «Русские люди». И в зале тоже русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами — прямо с фронта или прямо на фронт.

Спектакль прочно вошел в репертуар театра и пользовался неизменным успехом у зрителя. Однажды, вовремя 1-го акта, начался артиллерийский обстрел района. Поблизости ухнул снаряд и погас свет.

Сцена и зрительный зал погрузились в тьму. Но не произошло никакой паники. Только небольшое замешательство на сцене: «Что делать?

И вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним 2-й, 3-й, 5, 10-й.. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца. Да, такое не забудется никогда!

В антракте загорелся городской электрический свет. На одном из спектаклей во время второго акта опять во время обстрела погас свет. На этот раз актеры без всякого замешательства ждали помощи из зрительного зала.

И помощь пришла: друзья-фонарики вспыхнули, спектакль продолжался. Затем 31 января 1943 года - «Нашествие» Л. Режиссер Морщихин.

Симонова, режиссер М. Павликов был человеком ярких эмоций и высокоодаренным артистом. Он внес большой творческий вклад в наше общее дело.

И после этого концерта репетиций больше не было. Музыка в Ленинграде замерла, будто замёрзла. Даже радио ее не транслировало. И это в Ленинграде, одной из музыкальных столиц мира! Да и некому было играть. Из ста пяти оркестрантов несколько человек эвакуировалось, двадцать семь умерло от голода, остальные стали дистрофиками, не способными даже передвигаться. Когда в марте 1942 года репетиции возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Сейчас, в июле, правда, побольше, но и тех немногих, что способны играть, удалось собрать с таким трудом!

Что же делать? Из воспоминаний Ольги Берггольц. Тогда, по Ленинграду был через радио объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре». Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты.

Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета - один раз в день они получали горячий обед. Но музыкантов все равно не хватало. Решили просить помощи у военного командования: многие музыканты были в окопах - защищали город с оружием в руках. Просьбу удовлетворили. И они потянулись. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги.

Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. Репетиции начались. Весело мелькали спицы. За ходом репетиций город следил внимательно. Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот». Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета.

Дирижирует К. Иногда прямо тут же, под афишей, стоял легкий столик, на котором лежали пачки с отпечатанной в типографии программой концерта. За ним сидела тепло одетая бледная женщина — видно все еще не могла отогреться после суровой зимы. А в самом низу мелко: «Ленинград, 1942». Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт. Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде гобоистка Ксения Матус вспоминала: «Когда я пришла на радио, мне в первую минуту стало страшно.

История ее создания и исполнения неотделима от истории Ленинграда — Санкт-Петербурга, филармонии и ее симфонических коллективов: ленинградскую премьеру сочинения уже почти восемьдесят лет назад осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, ныне известный публике как Академический симфонический оркестр филармонии. Тот далекий легендарный концерт в осажденном городе состоялся 9 августа 1942-го года и стал символом подлинного мужества и силы духа. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность изможденных блокадой музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа. Это были первые залпы по Рейхстагу!

Произведения

9 августа 1942 года зал приветствовал музыкантов стоя. Исполнение Седьмой симфонии в блокадном городе стало отдельной страницей в летописи филармонии. В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года можно прочитать о важной детали подготовки к исполнению Седьмой симфонии в Ленинграде: «Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне в исполнении Лондонского симфонического оркестра. В июле 1942 года она прозвучала в Нью-Йорке, куда микрофотокопию партитуры переправили через Тегеран и Каир. Концерт состоялся 9 августа 1942 года. Зал был полон — очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. Концерт, состоявшийся 27 января 2023 года, стал повторением той самой программы и порадовал исполнением той самой музыки, которая звучала в Большом зале 27 января 1944 года. Руководил оркестром легендарный дирижёр Карл Ильич Элиасберг.

Музыка войны. 9 августа 1942 года Ленинград услышал Седьмую симфонию

Город был под надежной защитой: позиции противника тонули под шквалом артобстрелов, организованных в рамках секретной операции «Шквал». Зал был полон. Пришли пехотинцы, моряки, артиллеристы, горожане. Многие плакали.

После завершения музыки зал разразился аплодисментами. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо.

Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли. Из воспоминаний артистки оркестра К.

Симфония из окружённого блокадой города передавалась по радио, музыка звучала из громкоговорителей. Её слышал весь мир и осадившие Ленинград фашистские войска. Великая сила искусства побеждала одну из самых сильных и страшных армий мира.

Город, который немцы считали мёртвым, на весь мир заявлял, что не только жив, но и победит. На головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен.

Четвертая часть симфонии была закончена в Куйбышеве, куда Дмитрий Дмитриевич был эвакуирован вместе с детьми. Премьера величайшего произведения прошла 5 марта 1942 года на сцене Театра оперы и балета Куйбышева в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда, а 29 марта симфония прозвучала в Москве.

Как признавался композитор: Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание. Так как для ее исполнения требовался расширенный состав, к коллективу Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета присоединились фронтовые музыканты. Участница премьеры Ксения Матус вспоминала: Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в истории искусства, — «дуэт» симфонического оркестра и артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича.

Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность.

Это была Седьмая симфония Шостаковича! Сочинялась композитором в 19411942 годах. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода.

Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительно значение.

Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Виктор Козлов, кларнетист: Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно.

Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг, высокий и худой человек, взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему нужно было 80 музыкантов!

Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы.

Совет И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись.

Без него исполнение Седьмой было бы невозможным — ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист.

Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.

Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, — на большее у них не было сил.

Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала!

Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций — два месяца — музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта. И был назначен день концерта — 9 августа 1942 года.

Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии.

Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Обратите внимание Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез.

Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.

Ленинградцы умирали, мизерный паек и постоянные атаки фашистов. Победа, тоже, ковалась в тылу и работа филармонии, кажется, особый вклад в торжество мира. Все четыре военных сезона филармония не прекращала своей работы.

Только в годы блокады Ленинграда тут дали больше ста концертов. Публике в здании без света и обогрева разрешали находиться в верхней одежде. Ко встрече с прекрасным ленинградцы готовились. И стремились сюда. Аншлаг был почти на каждом концерте.

Ведь там за дверью филармонии оставались война и блокада, а здесь звучала классика, словно эхо, той мирной жизни. Правда еще в августе 41-го оркестр под управлением Мравинского отправляют в эвакуацию в Новосибирск. В Ленинграде остаются музыканты оркестра Радиокомитета, они и будут играть для жителей осажденного города. Зима 42-го — это самый страшный голод и самое большое количество смертей. Поэтому, по естественным причинам, ничего не происходило», — рассказала автор электронной летописи по истории филармонии Ирина Радионова.

Зазвучит музыка в филармонии не сразу, вот тетрадь с записями о концертах.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий