Главная страница>> Инновационный проект>>Промежуточные результаты реализации инновационного проекта
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Педагогическим коллективом нашего детского сада выбрана тема инновационного проекта: «Ознакомление воспитанников с флорой и фауной Невельского района через познавательно - исследовательскую деятельность». Реализация проекта проходит в три этапа (по Н.А. Рыжовой).
Первый этап – подготовительный, проходил в период с сентября 2011 года до декабрь 2011 года. Творческая группа педагогического коллектива изучила нормативно – правовую базу по теме инновации, определила ресурсные возможности детского сада (кадровый состав, методическую базу и т.д.), отобрала методическую и познавательную литературу, определила цели и задачи.
В настоящее время (с января 2012 г. по март 2013г.) проходит второй этап - исследовательский (практический). В основе работы с детьми лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), так же используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Для целенаправленной работы по формированию у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы педагогический коллектив пользуется разработками Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». Воспитатели, планируя свою деятельность с детьми старших групп, опираются на методическое пособие Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми пяти – шести и шести – семи лет».
В начале работы нами были выявлены следующие проблемы:
-уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
-семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
-воспитатели не имели достаточно знаний, чтобы осуществлять экологическое образование детей.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников.
При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, фенологических наблюдений, опытов.
Мы определили для себя пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
экологическое просвещение родителей.
В 2011 -12 учебном году в соответствии с перспективным планом нашего инновационного проекта, проводилась исследовательская и трудовая деятельность воспитанников в природе. Результаты работы отражались в продуктивной деятельности детей.
В фойе детского сада оформлялись выставки и экспозиции на экологическую тематику, проводились конкурсы работ совместного творчества детей и родителей из природного материала, выставки рисунков и поделок: «Фантазии осени», «Зимние узоры», «Весенняя капель», «Я, лето, море», фотовыставка «Родная природа» и другие.
В соответствии с планом работы проводились экологические праздники и развлечения такие как: «В гости к осени», «Для чего нужны кормушки?», «Зима в моем городе», «Масленница», «Праздник птиц» и т.д.
С выпускниками детского сада проведена акция «Посади дерево». Родители совместно с детьми сажали деревья на «Аллее выпускников». Был оформлен информационный стенд для родителей: «Формирование культуры природолюбия у дошкольников», выпущены буклеты: «Прогулки в выходной день», «Дары моря».
В апреле 2012 года между группами детского сада проведен конкурс: «Лучший уголок природы».
В течение всего летнего периода воспитатели совместно с родителями продолжали работу по озеленению участков, ухаживали за уже посаженными деревьями и кустарниками, разбивали цветники, проводили посадки овощей на огороде и т.д.
Одновременно с этим педагогическим коллективом проводилась большая работа по оформлению экологической комнаты, она предназначена для проведения занятий по экологии, релаксационных целей, для проведения опытнической работы, дидактических игр.
Для успешной работы с детьми подобран материал по разделам: «Лесная аптека», «Животный мир Сахалина», «Край родной», оформлена экспозиция «Сахалин», на которой отмечаются сезонные изменения, происходящие в природе, выделена зона для исследовательской деятельности - «Лаборатория юного эколога», ребята самостоятельно ставили эксперименты с песком « Такой разный песок», «Откуда берётся песок», с водой «Голубая капелька», с землей и т.д.
Для продуктивной и трудовой деятельности ребят, оборудована зона для проведения интегрированных занятий. Основная функциональная роль данной зоны – обучающая. Здесь проходят занятия, игры за столами, дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическим материалом, проводить опыты.
Зона коллекций предназначена, для знакомства детей с различными природными объектами для развития у них навыков классификации различных объектов по различным признакам и сенсорных навыков.
Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. У нас представлены коллекции камней, семена растений, перьев, сухих листьев, больших и маленьких ракушек. Помимо коллекции природных материалов мы создали коллекцию открыток о природе, о Сахалине, о временах года.
В экологической комнате можно проводить опытническую и экспериментальную работу, здесь хранятся оборудование и необходимые материалы для проведения опытов, специальная посуда (пробирки, стаканчики, баночки, трубочки, песочные часы, лупы, термометр). Всё это предназначено для специфической игровой деятельности ребёнка, где дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения.
В рамках реализации второго этапа проекта будет продолжена сезонная работа в уголках природы и на территории детского сада, воспитатели всех групп разработают систему познавательных занятий способствующих вовлечению детей в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование.
Помимо занятий, планируем пополнить дидактические игры и пособия экологической направленности, оформить фотовыставку «Обитатели морских глубин», сделать подборку загадок о рыбах и других морских животных, оформить зону библиотеки наполнив ее различной литературой с экологическим содержанием.
В ноябре – декабре 2012 года продолжится работа совместная работа педагогов, воспитанников и родителей над созданием экологического паспорта детского сада.
Завершается работа над созданием картотеки на все комнатные растения, которые представлены в экологической комнате. Пользуясь данными картотеки, можно будет узнать, как выращивать те или иные комнатные растения, поливать их, пересаживать.
Ребята продолжат знакомиться с растениями на территории детского сада:
а) с дикорастущими;
б) с культурными;
в) с лекарственными.
Завершит второй этап совместная творческая работа детей и родителей - создание альбома о детском саде «Милый сердцу уголок».
Третий этап – обобщающий (заключительный) будет проходить с апреля 2013г. по июль 2013г.
На этом этапе нашим педагогическим коллективом будут подведены итоги по теме инновации, обобщены результаты работы, сделан анализ, а также сформулированы выводы и составлены рекомендации.
добавлено: 21.12. 2012 год
|